– Судя по названию вашей первой документальной ленты, и вас настигла модная нынче тема патриотизма.
– Это кино не может быть патриотическим либо нет. Оно просто констатирует бесспорный факт. Трансполярные перелеты в 1937 году – событие, которое по мировому и историческому значению можно сравнить разве что с полетом в космос Юрия Гагарина. Но 1961 год знают и помнят, а трансполярные перелеты, увы, оказались незаслуженно забыты. Помнят в лучшем случае Чкалова, а ведь достойных имен было гораздо больше. Я нашел письмо летчика, генерал-полковника Михаила Громова к второму пилоту Андрею Юмашеву. Датировано 1967-м: «Поздравляю тебя с 30-летием наших великих свершений. В прессе о нас – ни слова…» Мне захотелось, чтобы об этих людях больше знали. Представляете: первое, что попросили сделать американцы после приземления чкаловского самолета – это открыть капот. Потому что спорили между собой, чей двигатель – американский, французский или немецкий. Иностранные специалисты и близко не могли представить, что двигатель может быть русским! Но он был русским. Впрочем, у нас история не о технике. У нас история о людях. Идею вынашивал давно, долго искал финансирование. Потом два года – работа в архивах и сами съемки. Долгий процесс. Поэтому меня сложно обвинить в создании «патриотического кино – потому что это вдруг резко стало модным». Я занимаюсь тем, что мне нравится. И эта работа принесла настоящее удовольствие. Надеюсь, когда-то документальное кино начнет приносить мне и деньги (смеется).
– Пока с деньгами туго – последователи документального жанра по-прежнему самые бедные на телевидении?
– Я отработал без зарплаты – экономить приходилось на всем. Съемки дорогие, больше половины бюджета ушло на покупку уникальной архивной хроники. Еще львиная часть – на раскраску этой хроники. Но о неприбыльности для себя не жалею – с самого начала говорил, что не собираюсь зарабатывать на этой теме, но хочу сделать себе имя в документальной журналистике. Конечно, совсем без копейки я не сидел – спасибо «Первому каналу», где я являюсь штатным сотрудником на хорошей зарплате.
– То есть пока рано говорить, что Валдис Пельш уходит из развлекательного жанра?
– Я буду заниматься тем и другим. Уже есть идеи как минимум пяти документальных фильмов. Тем более что в развлекательном жанре я, как мне кажется, недостаточно загружен. Бывали довольно длительные паузы в работе. И переживал – особенно когда видел новые проекты на «Первом канале» с другими ведущими, и понимал, что мог бы вести я, не хуже, а где-то и точно лучше. Но не приглашали. И думаю, я все же потерял в напрасном ожидании некоторое количество времени. Недоиспользовал. Теперь буду наверстывать.